Медицинские аспекты ранения Жанны д'Арк
'"Медицинские аспекты ранения Жанны д'Арк"' ~ Thomas Dumois [[|]] |
Содержание |
Вступление
Осаждённый 12 октября 1428 года англичанами город Орлеан, расположенный на правом берегу Луары и имеющий весомое стратегическое значение для не подчинённой англичанам части Франции, после печально известного “селёдочного дня” 12 февраля 1429 года был на грани капитуляции перед врагом. К этому же времени на исторической арене появляется крестьянская девушка Жанна известная как д’Арк и именуемая в хрониках Девой (фр. Pucelle, лат. Puella). В марте, она добилась аудиенции у самого дофина Карла VII, а после долгой и тщательной проверки, пройденной в Пуатье, во главе опытных полководцев и значительного военного отряда отправилась на помощь осаждённому городу везя также большой запас провизии. Жители Орлеана, к тому времени, окруженному почти со всех сторон осадными бастилиями по словам орлеанского купца Жана Люилье - «были доведены до такой крайности врагами, державшими их в осаде, что уж не знали, от кого им ждать помощи, кроме как от бога».
Прибытие Жанны и первые успехи французского оружия
Наконец в пятницу 29 апреля ожидаемая помощь пришла, в восемь часов вечера Жанна д’Арк прибыла в Орлеан, где к её приходу все улицы были освящены факелами. В скором времени, 4 мая последовал первый подвиг Жанны. В то время как отряд маршала Франции Жана де Бросса, сеньора де Буссака блокировал бастилию Сен-Пуер (прозванную англичанами “Париж”) Жанна, вкупе с Жаном де Дюнуа, более известным как Орлеанский бастард, Ла Гиром, Жаном Потоном де Ксентрайлем, бароном де Рэ и другими, мощным ударом под прикрытием арбалетчиков атаковали расположенную с восточной стороны от города бастилию Сен-Лу. Почти весь вражеский гарнизон был уничтожен, в плен захвачено 22 англичанина, а сама бастилия сожжена дотла.
За первым успехом последовал и второй. 6 мая французы перебрались на южный берег Луары, где на восемнадцатом пролёте орлеанского 400 метрового моста располагалась мощная крепость Турель, имеющая четыре высокие башни и соединяющая мост с берегом. Прямо перед ней, находился одноименный грозный форт, опоясанный глубоким рвом и деревянным частоколом. Напротив этого форта располагался укрепленный англичанами монастырь Августинцев, а слева от него бастилия Сен-Жан-ле-Блан из каковой, английский гарнизон, не дожидаясь штурма благополучно удалился в монастырь Августинцев. Впрочем, им это не помогло, поскольку французы начали такой мощный и упорный штурм что англичане вынуждены ближе к вечеру сдаться. Тогда же Жанна, получила своё первое ранение наступив на металлическую триболу - предназначенную главным образом для выведения из строя вражеской конницы и пехоты. С возвращением Жанны в Орлеан, колотую рану подошвенной части стопы обработали, предотвратив таким образом возможность заражения и связанных с ним серьезных последствий. Учитывая, что уже на следующий день Жанна возобновила своё участие в боевых действиях, полученное ранение стопы можно расценить как лёгкое, вероятно толстая кожаная подошва солерета (если таковой имелся) препятствовала глубокому проникновению металлического острия в стопу.
Штурм Турели и обстоятельства ранения
Суббота 7 мая 1429 года стала решающей датой в судьбе Орлеана. С рассветом начался штурм форта и крепости Турель. Современник событий и вероятно их очевидец, анонимный автор «Дневника осады Орлеана и путешествия в Реймс», отмечает, что «штурм был весьма достославным», англичане изо всех сил отбивали натиск «французов, каковые во множестве приставляли лестницы к стенам». Но несмотря на все усилия штурмующих, с рассвета до обеда им так и не удалось достичь существенных результатов по захвату форта, и не мудрено, ведь его гарнизон составляли около 700-800 закаленных в боях, английских ветеранов «каковые уже давно сражались во Франции». Многие французы были убиты, ещё больше было раненых, а ввиду отсутствия возможности ротировать бойцов (о том, что штурм проходил без передышки сообщают сами его участники) и отдыха, натиск заметно ослаб, в следствии чего Жанна после обеда, (или же согласно также анонимной «Хронике Девы» и воспоминаниям Дюнуа утром), преследуя цель подбодрить уставших французов собственным примером, спускается на дно оборонительного рва, подходит вплотную к основанию форта и с помощью других солдат приставляет осадную лестницу к стене, пытаясь вскарабкаться на вершину Турели. Чтобы быть на виду у французов, находясь в гуще боевых действий, Жанна, имевшая согласно французскому историку Адриану Арманду рост 1.58 в свои 16-17 лет, по всей очевидности держала в руке своё знамя. К несчастью, её таким образом могли отлично распознать не только французы, но и стоящие на вершине форта англичане. Современные историки, почти все сходятся во мнении, что, сделав пару шагов по лестнице или же в момент, когда Жанна стояла у основания Турели приставляя лестницу к стене оставшийся навеки неизвестным, вражеский стрелок, произвёл выстрел. Выпущенный боеприпас ранил Жанну. Переходя к вопросу о локализации этого ранения, отметим, что ожидаемого эффекта от демонстрации Жанны не последовало, наоборот, её ранение произвело к падению боевого духа и без того утомленных французов, а командование, не просто остановило штурм, но даже вынесло на обсуждение вопрос о его перенесении на следующий день. Англичане в свою очередь приободрились. Однако их ликование было недолгим.